<b>Пьянящая музыка контркультуры — 2</b>
Пьянящая музыка контркультуры — 2
Селестен Комов, Иван Лобанов, Виталий Канунников, Тони Зиверт, 13.05.2023

Сразу оговоримся, что критика жанров и стилей — довольно неблагодарное занятие. Не только потому, что в каждом из них может быть что-то ценное, но также потому, что жанры взаимодействуют друг с другом и многие яркие творческие достижения возникают именно в результате их синтеза. Например, «Время вперед» Георгия Свиридова имеет в качестве дальней жанровой первоосновы румбу, а творчество Высоцкого в значительной степени основано на блатной песне.

<b>Пьянящая музыка контркультуры — 1</b>
Пьянящая музыка контркультуры — 1
Селестен Комов, Иван Лобанов, Виталий Канунников, Тони Зиверт, 06.05.2023

В предыдущих выпусках мы рассмотрели четыре ключевых компонента, которые подготовили почву для возникновения контркультуры 1960-х годов и затем стали ее неотъемлемой частью. Напомним, это запуск сексуальной революции, раскрутка движения битников, пропаганда галлюциногенов и распространение религий нью-эйдж. Но, как бы ни важны были эти процессы, есть еще одна составляющая, без которой контркультура не могла стать столь массовым, глобальным и живучим явлением. Эта составляющая — рок-музыка. Можно смело утверждать, что именно она стала осью контркультуры, ее скрепляющим началом и главным источником энергии.

<b>Троянский конь культурной свободы. Часть X</b>
Троянский конь культурной свободы. Часть X
Селестен Комов, Иван Лобанов, Виталий Канунников, Тони Зиверт, 11.12.2021

Мы уже несколько раз обсуждали метафору В. Кандинского, уподоблявшего духовное развитие человечества движению остроконечного треугольника: на вершине находятся гении и провидцы человечества, которые неуклонно направляют его вперед и вверх, увлекая за собой остальные части, расположенные ниже. Мы говорили, что в советской культуре целостность такого треугольника, необходимость постоянного поддержания связи между его верхом и низом оказалась подорвана омещаниванием номенклатуры и ее опорой на культурный консерватизм. Официальные требования к культуре, объединенные под понятием «соцреализм», заключались в первую очередь в массовости и простоте, и в значительной степени пренебрегали более тонким и сложным «верхом». В послевоенный период это вызвало процесс быстрого обособления культурной элиты и наращивания ее двусмысленности.

<b>Троянский конь культурной свободы. Часть IX</b>
Троянский конь культурной свободы. Часть IX
Селестен Комов, Иван Лобанов, Виталий Канунников, Тони Зиверт, 19.11.2021

Мы уже писали о том, что в СССР понятие «формализм» превратилось в ругательный штамп, лишенный всякого научного или искусствоведческого смысла. Однако каким-то иным смыслом, не научным, оно всё-таки наделялось. Можно даже говорить о целом букете смыслов. С формализмом стойко ассоциировались: индивидуализм, непонятность широким массам, подражание буржуазному Западу, высокомерное элитное обособление, вычурность, заумность, сумбурность, эмоциональная пустота, неестественность, отсутствие человечности и другие смежные представления. Разделить всё это в потоке огульного очернения было практически невозможно. При этом обвиняемые могли в определенной степени иметь отношение к некоторым из этих свойств, а могли и вовсе не иметь. Так, в опере «Великая дружба» В. Мурадели, развенчанной за формализм в 1948 году, можно было найти немало недостатков, но только совершенно иных, никак с перечисленными качествами не соприкасающихся.

<b>Троянский конь культурной свободы. Часть VIII</b>
Троянский конь культурной свободы. Часть VIII
Селестен Комов, Иван Лобанов, Виталий Канунников, Тони Зиверт, 05.11.2021

Послевоенная антиформалистическая кампания в СССР началась в 1946 году с постановлений оргбюро ЦК ВКП (б) «О журналах «Звезда» и «Ленинград» (14 августа 1946 г.), «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению» (26 августа 1946 г.) и «О кинофильме "Большая жизнь"» (4 сентября 1946 г.). Курировал кампанию член Политбюро и секретариата ЦК Андрей Жданов.

<b>Троянский конь культурной свободы. Часть VII</b>
Троянский конь культурной свободы. Часть VII
Селестен Комов, Иван Лобанов, Виталий Канунников, Тони Зиверт, 22.10.2021

В конце марта 1949 года, за год с небольшим до основания «Конгресса за свободу культуры» (КСК), в Нью-Йорке произошло знаменательное событие, которое и стало отправным пунктом на пути к созданию КСК. Это была «Культурная и научная конференция за мир во всем мире», организованная в отеле «Вальдорф Астория» по инициативе Коминформа. В качестве ее спонсора выступал американский Национальный совет искусств, наук и профессий (NCASP). Советская сторона рассчитывала на укрепление авторитета страны через демонстрацию своих миролюбивых намерений и культурных достижений. Делегацию СССР возглавлял председатель Союза советских писателей Александр Фадеев. Ее гордостью был композитор Дмитрий Шостакович, широко исполняемый и почитаемый в США.

<b>О клипе Rammstein «Deutschland»</b>
О клипе Rammstein «Deutschland»
Владимир Васильев, 11.06.2021

В 2019 году публике был предъявлен некий культурный продукт, который имел адресатом широкую мировую аудиторию, а его появление вызвало шквал публикаций в российских и зарубежных СМИ. Вот только главное послание этого на самом деле далеко не заурядного продукта так и осталось необсужденным, а обсуждали в итоге глубоко вторичные вещи. Речь идет о клипе группы Rammstein «Deutschland». Оставляя пока за скобками причину, по которой главный посыл клипа не получил освещения, предлагаю, наконец, обсудить его.

<b>«Radiohead — это просто куча вонючего говна!»</b>
«Radiohead — это просто куча вонючего говна!»
Джон Лайдон, 2013 (выдержки)

Я сделал свою работу в Sex Pistols. И сделал ее, считаю, наотлично. Все политики, все чиновники, все, кто пытается говорить мне, как жить, — все они мои враги! Мы ставим наших так называемых лидеров на их место — и они же начинают работать против нас. Но мы лучше, чем они. И нас больше. Я никогда не доверюсь ни одному политику. Никогда! Да уж, я бунтарь. И к тому же пацифист. Я не верю в насилие. Тут остается только процитировать Ганди. Пассивное сопротивление. Только так.

<b>Русские песни</b>
Русские песни
«Открытая студия», 5 канал, 14.11.2011 (выдержки)

Рок-н-ролл начался от нового звука в 50-х годах. Второе, полный облом у молодёжи от того, что сделали их родители во время Второй мировой войны — убили миллионы. То есть, полное какое-то неприятие этой философии, «высокой культуры» и так далее… Что она не спасла человечество в 41-м году. Новые технологии — электрогитара с фуззом. Третье, в музыку пришли дилетанты. Дилетанты, которых не учили в консерватории «как надо» и которые не имели никаких клише, но с хорошей харизмой и чувством реальности мира и с большими фантазиями. И в третьих, соединение культур, далёких друг от друга: Азии, Африки и Европы. И все эти четыре-пять вещей, которые все знают, — они формировали новый звук, новую песню, Биттлов, Роллингов и так далее. И мир вообще закачался («rock»)!

<b>Рок-музыканты в передаче «Познер»</b>
Рок-музыканты в передаче «Познер»
Владимир Познер, 2009–2010 (выдержки)

Нам хочется во всём видеть революцию — жителям нашей страны — поэтому наши критики музыкальные (которых я не очень жалую), они из рок-музыкантов сразу придумали таких вот «революционеров» — прежде всего, социальных. Led Zeppelin, которые, скажем, очень много привнесли в музыку нового, — но против чего они протестовали? Против чего протестовали Биттлз, простите меня? Да, против эстетики, против конвейера, против попсы, но они протестовали качеством того, что они делали. Делали лучше, чем все остальные. А у нас это вылилось в такой социальный протест: значит, ты если рокер, то должен быть обязательно «против» и про это петь. Я не знаю…

<b>Русский рок</b>
Русский рок
Александр Устинов, 2008 (выдержки)

Конец 80-х — золотая эпоха русского рока. Был противник — советская власть. Она ослабла, уже давала петь, но ещё вызывала сильнейше раздражение. Противника не стало — смысл искусства потерялся. В 91-м году это противостояние завершилось — Советский Союз перестал существовать. С исчезновением идеологического пресса стало разваливаться и рок-движение — противостоять стало некому.

<b>Rockin' the Wall</b>
Rockin' the Wall
Mark Leif, 2010 (выдержки)

Мы говорили о музыке, о жизни, о случившемся, о его отношениях с Рональдом Рейганом. Я спросил его: «Михаил Сергеевич, когда вы услышали обращённые к вам слова Рейгана: “Господин Горбачёв, разрушьте эту стену”?». И он ответил: «Я сидел в Кремле и смотрел CNN». И тогда он мне очень чётко объяснил, что «железный занавес» был непроницаем для телевидения и для радио, которое глушили («Свободная Европа» и «Голос Америки»). Единственное, что неизменно проникало через железный занавес, — музыка. И он сказал мне: «Это надо донести до людей. Рок-музыка сыграла важную роль, она была одной из главных причин падения стены».

<b>Как Биттлз встряхнули Кремль</b>
Как Биттлз встряхнули Кремль
BBC, 2009 (выдержки)

Репрессивная молодёжная культура развивалась под надзором государства, опасавшегося того, что может принести Биттлз. Однако все мои собеседники утверждали, что Биттлз повлияли на падение режима больше, чем угроза запуска ядерных ракет или антикоммунистические выступления.

<b>Глобальный металл</b>
Глобальный металл
Сэм Данн, 2008 (выдержки)

Эти люди не просто поглощают металл с Запада, они переделывают его, так как в их традиционной культуре металл не распространён. Он изменяет общество изнутри. Для металлистов со всего мира металл — больше, чем музыка, больше, чем самовыражение. Металл — это свобода. Вместе мы теперь — всемирное братство.

<b>Путешествие металлиста</b>
Путешествие металлиста
Сэм Данн, 2005 (выдержки)

Совершенно ясно, что у хэви-метала есть корни в классике. Большинство классных исполнителей любили мрачную классическую музыку — мрачную, мощную классику. Например, Вагнера. Он перестроил оркестр, добавил тубы, басы, добавил октабас (который в два раза больше контрабаса — на нём играли два человека). <…> Он так усиливал басовую группу своих оркестров, что когда они играли, начинали дрожать стропила — столько басов там было.

<b>Семь поколений рок-н-ролла</b>
Семь поколений рок-н-ролла
BBC, 2007 (выдержки)

В моём представлении, 65-й был для рока «годом зеро». Долой старое, здравствуй новое! К 65-му году поколение мятежных подростков, выросшее на блюзе американских негров, изобрело собственную, полную адреналина музыку, — Rock. Первыми были The Who («чувство и широта»), Rolling Stones («привнесли развязность и секс») и Боб Дилан (изначально фолк-певец), добавивший в рок политику.

<b>Заметки о Вагнере</b>
Заметки о Вагнере
Эвальд Ильенков, 1962 (выдержки)

При всем том сам он как теоретик написал почти столько же, сколько Гегель и, уж во всяком случае, больше, чем Фейербах и Шопенгауэр. И это сам о по себе представляет большой интерес. Но ясно, что его музыкальные трагедии интереснее и богаче, чем то, что он написал в качестве теоретика и философа.