<b>Заметки о неолиберальном инклюзивном «равенстве»</b>
Заметки о неолиберальном инклюзивном «равенстве»
02.04.2023

Не отличая, угодим мы за пределы своей сущности, за пределы Творения, и низвергнемся в неотличимость, а она есть иное свойство Плеромы. Мы низвергнемся в саму Плерому и перестанем быть Творением, себя обрекая растворению в Ничто. А это Смерть Творению. Мы, стало быть, умрём в той мере, в каковой не станем отличать. Оттого-то естественное устремление Творения направлено к отличимости противу изначальной опасной тождественности. Имя тому устремлению PRINZIPIUM INDIVIDUATIONIS. Тот принцип есть сущность Творения. Из чего можно вам усмотреть, почему неотличимость и неотличение являют собой великую опасность для Творения.

<b>Апология Сократа</b>
Апология Сократа
Платон, -397 (выдержки)

Бояться смерти есть не что иное, как думать, что знаешь то, чего не знаешь. Ведь никто же не знает ни того, что такое смерть, ни того, не есть ли она для человека величайшее из благ, а все боятся ее, как будто знают наверное, что она есть величайшее из зол. Но не самое ли это позорное невежество — думать, что знаешь то, чего не знаешь?

<b>Красная книга</b>
Красная книга
Карл Густав Юнг, 1914–1930 (выдержки)

Образ Бога имеет тень. Высший смысл реален и отбрасывает тень. Ибо что может быть действительным и вещественным, не отбрасывая тени? Тень — это бессмыслица. Ей недостает силы, и она не может существовать из самой себя. Но бессмыслица — это неотделимый и неумирающий брат высшего смысла. Люди растут, как и растения, некоторые в свете, другие в тени. Есть многие, кому нужна тень, а не свет. Образ Бога отбрасывает тень, которая столь же велика, как и он сам.

<b>Дух и Разум в творчестве Экзюпери</b>
Дух и Разум в творчестве Экзюпери
Николай Дятлов, 01.02.2018

В отличие от Ошедэ, сомневающийся разум Экзюпери диктует ему не приносить свою жизнь в жертву войне, превратившейся в пародию и потерявшей всякий смысл. Но поскольку Ошедэ не смог бы «объяснить себя», попытку «объяснения» сложившейся духовной ситуации предпринимает сам Экзюпери, уповая на приближающуюся ночь, которая сможет дать ему понимание смысла его скорой смерти в опасном задании.

<b>Конфликт, который нужен</b>
Конфликт, который нужен
Борис Хасан, Т. Юстус, к семинару по современной конфликтологии (выдержки)

Чаще всего конфликтами называют стихийные столкновения или эксцессы, которые достаточно интенсивно переживаются непосредственными участниками и могут вызывать временные солидаризации близких к конкретному сюжету персонажей или даже задевать на некоторое время институты…

<b>Разрешение конфликтов и ведение переговоров</b>
Разрешение конфликтов и ведение переговоров
Борис Хасан, П. Сергоманов, 2001, к семинару по современной конфликтологии (выдержки)

57 лет назад британским специалистом по организационной психологии Маргарет Фоллет была предпринята попытка коренным образом изменить отношение исследователей к конфликту. Она предложила посмотреть на конфликт как на явление, в котором есть и положительные функции. Тем самым было обозначено приближение конца конфликтофобической эпохи. Буквально до начала девяностых годов эта традиция, тем не менее, была господствующей.

<b>Медиация. Посредничество в конфликтах</b>
Медиация. Посредничество в конфликтах
Х. Бесемер, 1993, к семинару по современной конфликтологии (выдержки)

Важными признаками метода медиации являются: присутствие медиатора, выполняющего функции посредника; присутствие всех сторон, участвующих в конфликте; неформальный, внесудебный уровень; добровольность участия в процедуре медиации и самоопределение в отношении разрешения конфликта: полномочия принятия решения не передаются третьим лицам, результат переговоров не является обязательным, пока его не одобрили все участники, следовательно, необходимо достичь консенсуса.

<b>Мифы. Сновидения. Мистерии</b>
Мифы. Сновидения. Мистерии
Мирча Элиаде, 1959 (выдержки)

Фактически, основной темой настоящей работы является встреча и конфронтация двух типов мышления, которые, с целью упрощения, можно назвать традиционным и современным. Первое характерно для представителей архаических и восточных общественных формаций, второе — для представителей современных общественных формаций западного типа.

<b>Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания</b>
Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания
П. Бергер, Т. Лукман, 1966 (выдержки)

Социология знания представляет собой одну из самых «философичных» социологических дисциплин, поскольку её предметом является возникновение и функционирование различных форм мышления и знания в том или ином социально-культурном контексте. К этим формам относятся религиозные и философские учения, научные теории, политические идеологии, художественные произведения и стили искусства и т.д. Установление такого рода зависимостей совсем не обязательно означает сведение сложных духовных образований к экономическим мотивам, воле к власти или инстинктивным влечениям.

<b>Идеология и утопия</b>
Идеология и утопия
Карл Маннгейм, 1929 (выдержки)

Если сегодня спросить воспитанного в ленинском духе коммуниста, как будет в действительности выглядеть общество будущего, то он ответит, что вопрос поставлен недиалектически, ибо будущее складывается в реальном диалектическом становлении. В чём же состоит эта реальная диалектика? Согласно этой диалектике, нельзя представить себе a priori, каким должно быть и каким будет то или иное явление. Мы в силах повлиять лишь на то, в каком направлении пойдет процесс становления. Нашей конкретной проблемой является всегда только следующий шаг.

<b>Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии</b>
Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии
Фридрих Энгельс, 1886 (выдержки)

Для диалектической философии нет ничего раз навсегда установленного, безусловного, святого. На всём и во всём видит она печать неизбежного падения, и ничто не может устоять перед ней, кроме непрерывного процесса возникновения и уничтожения, бесконечного восхождения от низшего к высшему. Она сама является лишь простым отражением этого процесса в мыслящем мозгу. У неё, правда, есть и консервативная сторона: каждая данная ступень развития познания и общественных отношений оправдывается ею для своего времени и своих условий, но не больше. Консерватизм этого способа понимания относителен, его революционный характер абсолютен — вот единственное абсолютное, признаваемое диалектической философией.

<b>Критическое мышление — метод, теория, практика</b>
Критическое мышление — метод, теория, практика
Е. Ходос, А. Бутенко, 2002 (выдержки)

Под критическим мышлением ряд специалистов (Эннис, Норрис) понимают мышление в практическом плане, трактуемое как сумма навыков и умений мыслить рационально, рефлексируя, контролируя сам процесс мышления. Кроме того, к нему относят умение следовать законам формальной логики, выявляя при этом нарушения этих законов. И всё это осуществляется для того, чтобы человек на основании имеющихся данных, знаний, личного опыта мог ответить в конкретной ситуации на вопросы «что делать?» и «чему можно доверять?».

<b>Заметки о Вагнере</b>
Заметки о Вагнере
Эвальд Ильенков, 1962 (выдержки)

При всем том сам он как теоретик написал почти столько же, сколько Гегель и, уж во всяком случае, больше, чем Фейербах и Шопенгауэр. И это сам о по себе представляет большой интерес. Но ясно, что его музыкальные трагедии интереснее и богаче, чем то, что он написал в качестве теоретика и философа.

<b>Диалектика идеального</b>
Диалектика идеального
Эвальд Ильенков, 1979 (выдержки)

К идеалистическим учениям мы относим все те концепции в философии, которые в качестве исходного пункта объяснения истории и познания берут идеальное, как бы, в частности, последнее ни расшифровывалось — как сознание или как воля, как мышление или как психика вообще, как «душа» или как «дух», как «ощущение» или как «творческое начало», или как «социально-организованный опыт».

<b>Гегель и герменевтика</b>
Гегель и герменевтика
Эвальд Ильенков, 1974 (выдержки)

Уже и в быту важно различать слова и дела — то, что человек говорит о себе, от того, что он действительно делает. «То, что он делает» гораздо полнее и адекватнее обнаруживает действительный способ его мышления, нежели то, что он высказывает, рассказывает, вещает.

<b>Пройдена ли таблица умножения?</b>
Пройдена ли таблица умножения?
Эвальд Ильенков, 1972 (выдержки)

Макс Борн в книге «Физика в жизни моего поколения» назвал наивным самообманом свое раннее убеждение в превосходстве науки над прочими формами человеческого творчества, в частности над поэзией. Эйнштейн отчетливо сознавал, какую колоссальную роль внутри самого научного мышления играет «элемент поэзии», то есть развитое умение осознавать мир в образах и этими образами «играть», подчиняясь при этом не капризу, а весьма обязывающему чувству гармонии.

<b>Гуманизм и наука</b>
Гуманизм и наука
Эвальд Ильенков, 1971 (выдержки)

Ум, попирающий элементарные требования нравственности, кончает как глупый подлец, как подлый глупец, осознавая это невыносимое и для «ума» и для «совести» состояние, до которого он сам себя в силу своего принципа довел… Доверился абстрактному принципу. А тот обманул.

<b>Что там, в Зазеркалье?</b>
Что там, в Зазеркалье?
Эвальд Ильенков, 1969 (выдержки)

Это очень старый вопрос — об отношении красоты, добра и истины. В наши дни он формулируется чаще как вопрос об отношении искусства, этики и науки. Но это тот же самый вопрос. В старину его решали просто. Истина, добро и красота — это лишь три разных способа выражения одного и того же. Одно и то же, выраженное тремя разными способами. Пусть решение это ныне кажется слишком простым, прямолинейным и наивно абстрактным, но другого общего решения нет.

<b>Почему мне это не нравится?</b>
Почему мне это не нравится?
Эвальд Ильенков, 1968 (выдержки)

Нашу философскую литературу часто упрекают в серости языка, в удручающей монотонности стиля изложения. И не без оснований. Очень долго строго академический тон казался совершенно естественным в науке, вещающей абсолютные истины высшего ранга. Что поделаешь — доказывать, что материя первична и что все в природе и обществе взаимосвязано, иным тоном и в самом деле трудно. Форма, как говорится, определяется содержанием.

<b>Проблема идеала в философии</b>
Проблема идеала в философии
Эвальд Ильенков, 1968 (выдержки)

Теория отражения учит, что правильно и истинно лишь такое знание, которое отражает то, что есть в действительности. А в идеале выражается не то, что есть, а что должно быть или то, что человек хочет видеть. Можно ли истолковать желаемое, или должное, с точки зрения теории отражения? Иными словами, может ли быть «истинным» идеал?

<b>Гегелевская концепция красоты и истины</b>
Гегелевская концепция красоты и истины
Эвальд Ильенков, 1964 (выдержки)

По Гегелю, высшие запросы духа находят свое удовлетворение лишь в плане Логики, теоретического интеллекта, бесстрастного рассмотрения космоса с точки зрения вечности, безличного и безликого Абсолюта, и ни в коем случае не с человечески-личностной точки зрения, которую не может покинуть искусство. Искусство же должно готовить индивидуума к переходу на эту позицию — на позицию теоретического аскетизма, где дух полностью господствует над плотью.

<b>Об эстетической природе фантазии</b>
Об эстетической природе фантазии
Эвальд Ильенков, 1964 (выдержки)

Коварно не слово «фантазия», а сама фантазия, сама сила воображения. О на как острый нож, способный и наносить и лечить раны — смотря по тому, в какие руки он попал. К тому же в неловких руках хирурга он не менее опасен, чем в искусных руках злодея. И все же ни в том, ни в другом случае ни в чем не повинен сам по себе нож. И если оставить в стороне случаи злоупотреблений или неумения, с фантазией дело об стоит точно так же.

<b>О «специфике» искусства</b>
О «специфике» искусства
Эвальд Ильенков, 1960 (выдержки)

Напомним важную истину марксизма: самое обособление эстетического развития человечества в форму «искусства», то есть в профессионально обособленную сферу деятельности, есть лишь исторически преходящая форма этого развития, в своих крайних выражениях характерная только для развитого товарно-капиталистического способа разделения труда.

<b>Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» Маркса</b>
Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» Маркса
Эвальд Ильенков, 1959 (выдержки)

Известно, что Маркс определяет конкретное как «единство многообразного». С точи зрения традиционной формальной логики это определение может показаться парадоксальным: ведь сведение чувственно-данного многообразия к единству представляется на первый взгляд задачей выработки не конкретного, а как раз наоборот, абстрактного знания о вещах. Всё дело, однако в том, что взгляды Маркса опираются на совершенно иные представления о мышлении, о его цели и задачах, нежели те, на основе которых строила свою теорию старая, недиалектическая логика.

<b>К еврейскому вопросу</b>
К еврейскому вопросу
Карл Маркс, 1843 (выдержки)

Прежде всего мы констатируем тот факт, что так называемые права человека, droits de l'homme, суть не что иное, как права члена гражданского общества, т.е. эгоистического человека, отделенного от человеческой сущности и общности.

<b>Православный социализм как русская идея</b>
Православный социализм как русская идея
Николай Сомин, 1998–2015 (выдержки)

Христианский социализм стремится не просто к распределению по труду, но к более высокой норме — распределению пропорционально нуждам. Больше должен получать не самый работоспособный, а самый нуждающийся. Это уже «христианский коммунизм» — может быть такое название будет даже более точным.

<b>Согласование Ветхого и Нового Заветов</b>
Согласование Ветхого и Нового Заветов
Иоахим Флорский, XII в (выдержки)

Характерное для историософии Иоахима Флорского переплетение эсхатологии и хилиазма позволяет двояко истолковать конечное состояние мира. Во-первых, эсхатологически, как предел самой исторической жизни, конец света и следующее за ним всеобщее воскресение и преображение в духовном плане бытия. Во-вторых, хилиастически, как последний исторический период в пределах земного существования — тысячелетнее Царство Христово, «субботу Божью на земле».

<b>«Протестантская этика и дух капитализма» + 3 работы</b>
«Протестантская этика и дух капитализма» + 3 работы
Макс Вебер, 1905 (выдержки)

«Стремление к предпринимательству», «стремление к наживе», к денежной выгоде, к наибольшей денежной вы­годе само по себе ничего общего не имеет с капитализ­мом. Это стремление наблюдалось и наблюдается у офи­циантов, врачей, кучеров, художников, кокоток, чиновни­ков-взяточников, солдат, разбойников, крестоносцев, по­сетителей игорных домов и нищих — можно с полным правом сказать, что оно свойственно людям всех типов и сословий, всех эпох и стран мира, повсюду, где для этого существовала или существует какая-либо объективная возможность.

<b>Основы социальной концепции РПЦ</b>
Основы социальной концепции РПЦ
РПЦ, 2000 (выдержки)

Человек не вправе претендовать на роль творца себе подобных существ. Замысел клонирования является несомненным вызовом самой природе человека, заложенному в нем образу Божию, неотъемлемой частью которого являются свобода и уникальность личности. На основании Божественного Откровения Церковь исповедует веру в телесное воскресение умерших (Ис. 26. 19; Рим. 8. 11; 1 Кор. 15. 42-44, 52-54; Флп. 3. 21). Эвтаназия является формой убийства или самоубийства, в зависимости от того, принимает ли в ней участие пациент.

<b>Откровение о человеке в творчестве Достоевского</b>
Откровение о человеке в творчестве Достоевского
Николай Бердяев, 1918 (выдержки)

Все герои Достоевского только и делают, что ходят друг к другу, разговаривают друг с другом, вовлекаются в притягивающую бездну трагических человеческих судеб. Единственное серьезное жизненное дело людей Достоевского есть их взаимоотношения, их страстные притяжения и отталкивания. Никакого другого «дела», никакого другого жизненного строительства в этом огромном и бесконечно разнообразном человеческом царстве найти нельзя.

<b>Духовное состояние современного мира</b>
Духовное состояние современного мира
Николай Бердяев, 1931 (выдержки)

Человек так устроен, что он может жить или верой в Бога, или верой в идеалы и кумиры. В сущности, человек не может быть последовательным и окончательным атеистом. Отпадая от веры в Бога, он впадает в идолатрию. Идолотворение и идолопоклонение мы видим во всех областях — в науке, в искусстве, в государственной, национальной, социальной жизни.

<b>Спасение и творчество. Два понимания христианства</b>
Спасение и творчество. Два понимания христианства
Николай Бердяев, 1926 (выдержки)

Индивидуалистическое понимание спасения более свойственно протестантскому пиетизму, чем церковному христианству. Я не могу спасаться сам, в одиночку, я могу спасаться лишь вместе с моими братьями, вместе со всем Божиим творением, и я не могу думать лишь о собственном спасении, я должен думать и о спасении других, о спасении всего мира. Да и спасение есть лишь экзотерическое выражение для достижения духовной высоты, совершенства, богоподобия как верховной цели мировой жизни.

<b>Смысл творчества. Опыт оправдания человека</b>
Смысл творчества. Опыт оправдания человека
Николай Бердяев, 1916 (выдержки)

Мир проходит через три эпохи божественного откровения: откровение закона (Отца), откровение искупления (Сына), откровение творчества (Духа). Эпохам этим соответствуют разные знаки на небесах. Нам не дано знать резких хронологических граней этих эпох. Все три эпохи сосуществуют. И ныне не изжит до конца закон и не совершилось еще искупление греха, хотя мир вступает в новую религиозную эпоху. И в эпоху закона мир предчувствовал новые религиозные эпохи: не только пророческое сознание Ветхого Завета, но и трепетание мировой души в язычестве ждали явления Христа-Искупителя. Три эпохи божественного откровения в мире — три эпохи откровения о человеке.

<b>После коммунизма. Книга третья</b>
После коммунизма. Книга третья
С. Платонов, 1989 (выдержки)

В тот роковой миг, когда Яхве произнес свое знаменитое проклятие: «В поте лица добывать ты будешь хлеб свой!..», дьявол шепотом добавил: «А главное — в отчужденной общественной форме будешь ты присваивать собственные производительные силы». А коль скоро функциональное назначение производственных отношений, этого порождения врага рода человеческого, состоит в присвоении производительных сил, их классификация определяется классификацией того, что присваивается в их форме.

<b>После коммунизма. Книга вторая</b>
После коммунизма. Книга вторая
С. Платонов, 1989 (выдержки)

Качественно новые производительные силы в истории, как правило, появляются именно в непосредственной связи с военными нуждами, с деятельностью армии.

<b>После коммунизма. Книга первая</b>
После коммунизма. Книга первая
С. Платонов, 1989 (выдержки)

«Труд есть лишь выражение человеческой деятельности в рамках отчуждения» (Маркс). Труд есть категория, означающая такой вид деятельности людей, при которой они связаны между собой отчужденными, т.е. производственными отношениями. Уничтожение труда не означает уничтожения всякой деятельности во имя основания царства бездельников, — напротив, это есть превращение деятельности в подлинно человеческую, поскольку уничтожение производственных отношений только и открывает простор для отношений человеческих. Известная со времен Сократа совместная деятельность по постижению Истины, утверждению Блага, сотворению Прекрасного — это воистину «дьявольски серьёзное дело», но это не есть труд.