Иоахим Флорский (1132–1201)
Согласование Ветхого и Нового Заветов
XII
в., «Антология средневековой мысли. Теология и философия европейского средневековья»,
под ред. С. С. Неретиной, РХГИ, 2001, выдержки Дятлова Н. С. от
10.11.2015
«чувственное» | «деятельное» | «плотское» и «духовное» | «мистическое» | «созерцательное»
Книга V
Глава 84
1. «Первое состояние прошло под знаком знания, второе проходит в частичной мудрости, третье состояние будет при полноте интеллекта. Первое — в рабской покорности, второе — в сыновней покорности, третье — в свободе. Первое — под кнутом, второе — в действии, третье — в созерцании. Первое — в страхе, второе — в вере, третье — в любви. Первое состояние рабов, второе — детей, третье — друзей. Первое — мальчиков, второе — юношей, третье — зрелых мужей».
2. Вместе же три эти эпохи, обнимая собою историю человечества от Адама до конца света, органически соединяются друг с другом, образуя эсхатологическую целостность (Ю. М. Зенько).
3. Иоахим был прямым продолжателем идей Августина с его упованием на будущее и стремлением к спасению и совершенству в Царстве Божьем (Ю. М. Зенько).
Книга II
Часть I
Глава II
4. <…> один есть Отец живой, к которому особо имеет отношение Ветхий Завет; один Сын Божий, к которому особо относится Новый; один Дух Святой, который исходит из обоих, к которому особо обращен мистический смысл, тот, что, как уже сказано, исходит из обоих.
5. Согласование (concordia) — ключевая идея историософии Иоахима Флорского.
6. <…> предизображение событий новозаветной истории в Ветхом Завете, к которому Новый Завет относится, как некая реальность к символу.
7. <…> в Иакове утверждено поколение плоти, так как он был отец народа плотского, что по прозванию отца был назван Израиль: в этом же — поколение духа, так как он [Христос — Н.Д.] был отцом по духу народа, который называется христианским.
8. <…> род Исаака избран в одном Иакове, но отвергнут в Исаве, коему ни отцовские молитвы, ни заслуги не способны были помочь обрести вечное спасение.
9. <…> тот [Ветхий Завет — Н.Д.] более относится к плоти, а этот [Новый Завет — Н.Д.] — к духу, хотя стоит учесть и то, что там есть то, что относится к духу, и тут — что относится к плоти.
Книга II
Часть I
Глава III
10. Аллегория есть уподобление неких малых вещей великим.
11. Итак, с аналогической точки зрения Авраам обозначает Бога Отца, Исаак — Сына, Иаков — Духа Святого, и Захария [означает] отца, Иоанн — Сына, человек Иисус Христос — Святого Духа. И это именно в духовном понимании, которое, собственно, и называется аллегорией.
Книга II
Часть I
Глава IV
12. Все, что произошло по преданию в чувственном мире «на деле» (actualiter) преображается в мире духовном и мистическом.
13. <…> было одно время, в котором люди жили по-плотски, то есть до самого [пришествия] Христа, начало Которого в Адаме; другое время, в котором жизнь идёт между тем и этим, то есть от плоти к духу, надо полагать, до настоящего времени, время, начало которого заложено от Елисея пророка или от Осии, царя Иудеи; третье, в котором жизнь идёт в духе, очевидно, вплоть до конца света, время, начало которого — от дней блаженного Бенедикта.
14. В конце концов историософия Иоахима Флорского оказывается мистической нумерологией, в которой вычисления открывают путь новому постижению божественных вещей — «Духовному Евангелию Христа».
15. Захарии, отца Иоанна Крестителя.
Книга II
Часть I
Глава VI
16. Характерное для историософии Иоахима Флорского переплетение эсхатологии и хилиазма позволяет двояко истолковать конечное состояние мира. Во-первых, эсхатологически, как предел самой исторической жизни, конец света и следующее за ним всеобщее воскресение и преображение в духовном плане бытия. Во-вторых, хилиастически, как последний исторический период в пределах земного существования — тысячелетнее Царство Христово, «субботу Божью на земле».
Книга II
Часть I
Глава VIII
17. И надобно знать, что послание Ветхого Завета было вверено народу иудеев, послание нового — народу римскому.
Книга II
Часть I
Глава IX
18. Ибо так должно счесть у Бога вселенское множество верующих, как если бы это был один человек, который состоит из плоти, и крови, и духа жизни. Ведь подобно тому, как кровь есть посредник между плотью и душой, так сословие клириков есть посредник между брачующимися и монахами.
19. В каждую религиозную эпоху высшую ступень духовной жизни являет одно из сословий: супруги, т. е. цари и патриархи эры Бога Отца, клирики, т. е. белое целибатное духовенство эры Бога Сына и, наконец, монахи эры Бога Духа. Что до избрания народов, то в ветхозаветные времена призваны иудеи, в новозаветные — римляне.
20. <…> сословие монахов имеет образ Духа Святого, Который есть любовь Божия, поскольку не может само это сословие презреть мир и то, что принадлежит миру, если оно не призвано любовью Божией и если не влечется тем Духом, Который гнал Господа в пустыню; отсюда оно и называется духовным, поскольку следует не плоти, но духу.
Книга II
Часть I
Глава X
21. Итак, поскольку три божественные Лица суть совечны и соравны между собою, согласно тому, что относится к подобию самих Лиц, первое состояние [мира? — Н.Д.] следует считать от Адама вплоть до Христа; второе — от царя Осии до настоящего времени; третье — от блаженного Бенедикта до скончания века.
Книга IV
Часть I
Глава XLV
22. Ведь и стяжательство есть служение идольское.
Часть II
Глава I
23. Бог Отец, Который ни от кого не происходит, один Бог Сын, Который происходит от одного Отца, один Дух истины, который происходит вместе от Отца и Сына.
24. <…> во втором состоянии вызрело сословие клириков, происходящее от Христа и святых апостолов через деяния проповеди, между тем как те непрерывно находились в созерцании и совершенствовании, то есть вплоть до нашего этого времени соблюдают целомудрие. Бесспорно, что, как шестому веку труд, так седьмому присуще созерцание.
25. <…> в шестой век мира восславилось сословие клириков, а в седьмой век нужно восславить сословие монашества.
Книга IV
Часть II
Глава II
26. Сословие клириков начато при Осии, вызрело при Христе, будет завершено, как мы полагаем, в конце сорок второго поколения от воплощения Господня.
27. <…> монашеское сословие, берущее, как я уже сказал, начало согласно монашескому уставу, которым пользуются латиняне от блаженного Бенедикта, время зрелости которого в двадцать втором поколении от этого святого мужа, завершение же в скончании века.
28. <…> числа, кратные сорока, связаны с трудом, числа, кратные пятидесяти, с покоем, и из них первое, так или иначе, то есть число, кратное сорока, соотносится с сословием мирян, которое создано по образу Отца, и с сословием клириков, которое было установлено по образу Сына; второе же — с сословием монахов, которое было избрано по образу Святого Духа.
29. Религиозный идеал Иоахима — восхищённый Святым Духом отшельник, ушедший от мира в горы и питающийся исключительно медом диких пчел, живущий только духовным, мистическим разумом (misticus intellectus) и занятый исключительно молитвами и песнопениями.
30. <…> покуда не взойдет утренняя звезда (lucifer) в сердцах наших.
31. <…> даже если дух предшествует плоти — ибо прежде были созданы ангелы, чем род людской — но однако у людей «не духовное прежде, а душевное, потом духовное».
32. Господь дал мир народу своему как знак того мира, о котором говорит апостол: «Посему для народа Божия еще остается субботство» (Евр. 4, 9). Будет же так в третьем состоянии, которое грядет, а точнее наличествует в седьмой век мира, который следует за шестым.
33. «Духовная церковь грядущего» — согласно Иоахиму Флорскому мистическая созерцательная церковь монахов, символом которой является Дух Святой.
34. <…> первоначальной Церкви, основанной в Иерусалиме Иисусом Христом.
35. В соответствии с традицией средневековой апокалиптики Иоахим Флорский рассматривает переход от эры Сына к эре Духа Святого как время великих потрясений, связанных с появлением антагониста Христа — Антихриста. Недолгое царство Антихриста, заправляющего всеми бедствиями мира, будет повержено вновь сошедшим на землю Христом, после чего вернется «золотой век», «тысячелетнее царство Божье», которое продлится до конца времён.