А. В. Бутенко, Е. А. Ходос

Критическое мышление: метод, теория, практика

2002, выдержки Дятлова Н. С. от 19.12.2016

Ходос, Бутенко - (2002) - Критическое мышление — метод, теория, практика

«мышление» | «критичность» | «рефлексия» | «стереотипы» | «пропаганда» | «манипуляция» | «мифология» | «идеология» | «допущения» | «аргументация»

От редакторов серии
(Уваров, Фрумин, Хасан)

1.          При разработке содержания курса и методов учебной работы авторы следовали деятельностному подходу. Существенная часть содержания курсов представлена не в виде «знаний о…», а в виде способов действия.

Введение

2.          Ключевым в содержании образования становятся не специальные предметные знания, а наборы «социальных практик» (Сэлмен и Гидденс) и соответствующих им навыков и умений, составляющих социальную компетентность личности.

3.          В системе вузовской подготовки, на наш взгляд, неоправданно малое место занимают курсы, предназначенные для инструментального оснащения студента. Всё ещё слишком большое внимание уделяется передаче достаточно быстро устаревающих знаний.

4.          Мы старались уйти от подхода к гражданскому образованию как к обычному предметному курсу с массой информации и слабой тренингово-практической частью. Гражданское образование понимается нами как осуществляемое совместными усилиями учителей и учащихся образовательный процесс, обеспечивающий формирование у человека необходимых в гражданском обществе особых качеств социальной компетентности [выделение авторское].

5.          Примерный список тем учебного курса с набором компетентностей гражданина: умение выявлять пропагандистские и идеологические аспекты социально значимой информации, анализировать тексты, оценивать достоверность информации, логическую корректность; выявлять стереотипы и скрытые допущения; осуществлять интерпретацию текстов; принимать решения и находить решения моральных дилемм; уметь идентифицировать социальные мифы и т.п..

6.          Быть активным, толерантным, устойчивым к пропагандистскому влиянию гражданином — это значит уметь особым образом мыслить, принимать решения, обладать установками на активность, критичность, открытость, непредвзятость. Этот особый способ организации мышления был назван в западной педагогике критическим мышлением.

7.          Под критическим мышлением ряд специалистов (Эннис, Норрис) понимают мышление в практическом плане, трактуемое как сумма навыков и умений мыслить рационально, рефлексируя, контролируя сам процесс мышления. Кроме того, к нему относят умение следовать законам формальной логики, выявляя при этом нарушения этих законов. И всё это осуществляется для того, чтобы человек на основании имеющихся данных, знаний, личного опыта мог ответить в конкретной ситуации на вопросы «что делать?» и «чему можно доверять?».

8.          Как сфера знания, находящаяся в процессе становления и исходящая из принципа «осуществления мышления в альтернативах», на который она опирается, критическое мышление представлено нами с точки зрения разных подходов….

9.          Условия, без которых критическое мышление не может развиваться: доверие, открытость, непредвзятость, толерантность, ценность другого мнения, групповая организация работы, поощрение адекватной самооценки и собственной уникальности (индивидуальности). В то же самое время критика и позитивное отношение к другой позиции должны строиться с учётом ограничений, накладываемых законами логики.

10.       Освоением таких умений, как: умение выявить пропаганду; владение навыками анализа структуры текстов; способность оценить достоверность информации; умение выявить логические ошибки, стереотипы и скрытые допущения; интерпретировать тексты и создавать альтернативы понимания; формулировать вопросы и репрезентировать их аудитории; способность оценивать различные типы аргументирования и классифицировать суждения; обнаруживать у участников обсуждения ранее скрытые от их собственного внимания «когниции» (убеждения, ценности, предпочтения, позиции), оценивать степень влияния различных факторов на принимаемые решения и способность вырабатывать новые, более адекватные, более эффективные когнитивные навыки.

11.       Суть специфики материала сводится к следующим моментам: 

·       необходимость иметь свою точку зрения и корректно учитывать другие.

·       способность учета исторического, культурного и других контекстов.

·       необходимость вступать в коммуникацию, вести работу со своей и чужой аргументацией, разворачивать обсуждение как диалог аргументаций.

·       умение оценивать достоверность информации и обоснованность выводов.

·       способность считаться с тем, что легитимность знаний о рассматриваемом предмете часто базируется на соглашении (конвенционально).

12.       Необходимые каждому гражданину когнитивные навыки и умения:

·       по отбору и переработке информации.

·       по выявлению влияния идеологии и стереотипов на поведение и действия.

·       по обнаружению пропагандистских материалов в текстах масс-медиа и формированию к ним критического отношения.

·       по освоению общечеловеческих ценностей.

·       по формированию и развитию альтернативного мышления.

·       по компаративистскому анализу текста при формировании позиции по конкретному вопросу.

Глава 1. Критическое мышление
в мировой педагогической практике

Тема 1. Три этапа развития представлений о критическом мышлении

13.       Эпиграф: «…мы можем постепенно избавляться от части наших пристрастий, критически мысля сами и прислушиваясь к критике других…» (К. Поппер).

14.       Почему критическое мышление стало так популярно во всём мире? Каковы истоки этого интереса? Почему сейчас, когда основные законы природы уже открыты, установлены базовые закономерности развития общества и человека, мы начинаем культивировать в человеке способность к критичности и сомнению? Для чего нам нужен поиск альтернатив, когда определённость уже достигнута? Какой следующий шаг в развитии общества даст нам это умение? Размышления по этим вопросам мы и хотим представить в данной главе.

15.       Теоретики первой волны [«критического мышления», 1970–1982] исходили из того, что критическое мышление является дисциплиной, ядро которого составляет логика. <…> Критическое мышление стали сравнивать с сократовским методом мышления и обучения через вопрошание и проверку оснований мысли. Однако логический подход создаёт слишком узкий контекст.

16.       [Во второй волне, 1980–1994] эмоции, интуиция, воображение, творческий потенциал — всё это объединялось под флагом критического мышления. К сожалению, при этом был потерян высокий уровень строгости. В итоге понятие «критическое мышление» утратило содержательные границы. Говоря языком методологии, произошло его полное распредмечивание.

Тема 2. Разные виды критического мышления

17.       У Дьюи [1859–1952] «критическое» значит «рефлексивное».

18.       [В 1989 году] Р. Эннис и С. Норрис определили критическое мышление как «рассудительное и рефлексивное мышление, сфокусированное (направленное) на определение что делать и во что верить».

19.       Под рефлективным мышлением понимается «оборачивание» мышления на процесс рассуждения и его проверку как сознательный поиск несуразности и противоречия в рассуждении.

20.       По их [Эннис и Норрис] мнению, критически мыслящий человек должен быть открыт для разных точек зрения, он не должен делать преждевременные выводы, не обосновав в достаточной мере собственное мнение и свои поступки, он применяет критическое мышление не только к другим, но и к себе. Эти установки фиксируются как «важные для свободного человека в демократическом обществе».

21.       <…> без инструмента, оценивающего полученный результат деятельности, некорректно говорить об успехе того или иного подхода, несмотря на кажущуюся разумность и оригинальность такого подхода.

22.       [По С. Д. Брукфилду]: «…Во взрослой жизни мы мыслим критично каждый раз, когда задаём вопрос, почему мы или наши партнёры поступили именно так. Гражданин, который задёт неудобные вопросы относительно деятельности местных, региональных и федеральных органов власти, призывает политиков отвечать за их действия, стремится проверять законность актуальной политики и политических структур, — это критически мыслящий гражданин».

23.       [По С. Д. Брукфилду] Критическое мышление — это [помимо прочего — Н.Д.] скептичное отношение к универсальным истинам.

24.       [По С. Д. Брукфилду] Критическое мышление эмоционально так же, как и рационально. Эмоции занимают одно из центральных мест в процессе критического мышления. Эмоции наводят нас на вопросы. Они заставляют сравнивать предыдущие идеи, ценности и нормы поведения с новыми идеями, ценностями и нормами поведения. Эмоции не только побуждают нас что-то делать, они являются объектом, на который мышление может быть направлено.

25.       [По С. Д. Брукфилду] Идентификация и испытание допущений являются центральным пунктом критического мышления. К ним же относится и выявление скрытых допущений, на которых основываются идеи, верования, ценности и действия, которые мы считаем само собой разумеющимися. Только выявив допущения, можно их проверить на корректность и обоснованность. Например, в высказывании «Рабочие нужны, для того, чтобы работать, а не думать» в качестве допущения предполагается установка не репродукцию, слепо исполнительскую роль работника.

26.       [По С. Д. Брукфилду] Формирование рефлексивного скептицизма. Когда мы понимаем, что альтернатива считавшейся неизменной системе верований, обыденному поведению и наличной социальной структуре всегда существует, тогда мы начинаем скептически относиться к претензиям на обладание универсальной истиной. Те, кто обладают рефлексивным скептицизмом, не принимают мнения только на веру. То обстоятельство, что в какую-то идею верят все, не означает, что в ней нельзя усомниться. Немедленное подозрение должен вызывать человек, который говорит, что у него есть ответы на все жизненные вопросы.

Тема 3. Понимание критического мышления в широком смысле

27.       <…> теория критического мышления заявляет о себе через проблематизацию понятий и представлений о мире.

Глава 2. Критическое мышление и гражданское образование

Тема 4. Логика, мышление высокого уровня, метапознание и социальная практика

28.       Попытки изобрести суперразум [ИИ — Н.Д.] продолжаются, но пока критическое сомнение и критический анализ так же не поддаются формализации, как и процесс мышления в целом.

29.       Один из аспектов критического мышления заключается в том, чтобы отслеживать логическую правильность суждений, убедительность аргументации и доказательств.

30.       Часто мышление о мышлении, отслеживание этапов его разворачивания, выделение используемых приёмов и методов, оценку соответствия методов, используемых в рассуждениях, целям, называют рефлективным.

31.       Другой аспект критического мышления имеет отношение к знаниям. В этом случае критическое мышление выполняет оценочную и герменевтическую работу: оценивается происхождение знания, его достоверность и правдоподобность, знание интерпретируется и понимается, на его основе делается вывод или заключение.

32.       Даже политики присоединились к широко распространённому мнению, что человек гражданского и демократического общества должен обладать полноценным критическим мышлением. Опыт XX столетия наиболее ярко показал опасность тоталитаризма и как его следствие — догматизма в мышлении. Критическое мышление призвано противостоять угрозе, исходящее от догматического образа мысли и слепой веры в авторитеты. Поэтому перед образованием многих передовых стран поставлена задача культивирования критического мышления как способности широкой социальной значимости (Сэлмен) и превращения его в гуманитарную технологию, в которой нуждается весь цивилизованный мир.

33.       <…> предлагается различать мышление как внутренний, имманентный любому человеку процесс существования (знаменитое «cogito ergo sum» Декарта) и мышление, направленное на деятельность (Хадперн, Сэлмен), на социально ориентированное мышление, на текст, на поступок и социальный акт, когда стремятся достичь вполне реальных и конкретных результатов. Второй тип мышления и называют критическим мышлением.

Тема 5. Критическое мышление как социальная компетентность

34.       Критическое мышление (в узком смысле) — это комплекс когнитивных, метакогнитивных умений, навыков, и установок, оформленный в особый тип социальной практики (общественной деятельности), который позволяет человеку:

·       не быть объектом манипуляции со стороны СМИ, общественных групп и политических партий, других людей; не быть пассивным ретранслятором эмоций, стереотипов, традиций всех типов.

·       обнаруживать новые пути решения проблем (альтернативы), возможные направления развития, до этого неизвестные либо неосознаваемые.

35.       По нашему мнению, критическое мышление всегда включает в себя рефлексию, но не сводится к ней. Тейяр де Шарден в книге «Феномен человека» так говорит о рефлексии: «С точки зрения, которой мы придерживаемся, рефлексия — это приобретённая сознанием способность сосредоточиться на самом себе и овладеть самим собой как предметом, обладающим своей специфической устойчивостью и своим специфическим значением, — способность уже не просто познавать, а познавать самого себя; не просто знать, а знать, что знаешь».

36.       Критическое мышление в этом залоге выступает как компетентность, позволяющая ориентироваться в альтернативах, формулировать их, определять способ их достижения, принимать и оценивать решения и т.д..

Тема 6. Конструирование знаний, продуктивность критического мышления и критичность

37.       <…> можно ожидать и особый продукт критичности. Этот продукт явно проявляет себя как метазнание (знания о знании, о мышлении, методологические знания).

Глава  3. Области компетенции критического мышления
в гражданском образовании

38.       В XX веке человечество впервые достигло такого уровня технического развития, что в состоянии себя уничтожить. До сих пор темпы духовного и физического развития сильно различаются, темпы совершенствования технологий далеко опережают темпы морального и интеллектуального роста. Эта диспропорция грозит не только техногенной катастрофой, но и катастрофой дегуманизации. Мы не справляемся сами с собой, наше духовное, моральное, интеллектуально развитие не поспевает за техническим прогрессом [выделение авторское]. Поэтому мы видим предназначение гражданского образования в выравнивании темпов развития людей и технического прогресса через воспитание критически мыслящих и отвечающих за свои поступки людей.

Тема 7. Стереотипы и предрассудки

39.       Стереотип — это устоявшееся представление или форма поведения, обычно использующаяся для совершения автоматического действия или выбора.

40.       Предрассудок — это взгляд на мир, сложившийся на основе устоявшихся в данном сообществе представлений о мире. Этим взглядом на мир мы руководствуемся некритически, не подвергая его рациональному осмыслению и обоснованию. Предрассудок, буквально, — это мнение, ещё не подвергнутое действию рассудка.

41.       Причина возникновения стереотипа может быть и религиозной. В зависимости от содержания вероучения, ценностей и традиций в отношении к чужим вероучениям стереотипы могут быть более или менее конфликтогенными.

42.       Причина конфликтов в том, что жёсткая стереотипная установка плохо слышит голос разума и не требует позитивного разрешения противоречий. В стереотипе смещены акценты между развитием (изменчивостью) и устойчивостью (ригидностью) в сторону ригидности.

43.       Выявлять, анализировать и исправлять социально опасные стереотипы — одна из функций и компетенций критического мышления [выделение авторское].

44.       Мы должны создать уклад жизни в данном сообществе, в котором закреплялись бы продуктивные стереотипы поведения. Рефлективность и критичность в таком укладе должна присутствовать и как продукт, и как инструмент, способствующий получению этого продукта через коррекцию уклада.

45.       Стереотипы генетически связаны с разнообразием и порождаются разнообразностью форм существования людей (цвет кожи, пол, расовая принадлежность, статус). Эта разнообразность, возникнув вследствие эволюции человеческого вида, согласуется с законами развития и приспособления вида. Она позволяет приспособиться и выжить человечеству в разных условиях. Поэтому несущественные, невидовые признаки и различия с разумной точки зрения должны игнорироваться, что и получает закрепление в социальном договоре.

46.       Второй индикатор стереотипности — это необоснованность и неосновательность стереотипа. Нехватка знаний, неточная информированность и результат некорректного применения логических процедур ведут к необоснованности поведения и мнения. Например, злоупотребление процедурой обобщения без достаточной аргументированности приводит к ложным выводам, а отсюда недалеко и к приклеиванию ярлыков-стереотипов.

47.       Критический анализ стереотипов мы предлагаем проводить по их основательности и противоречивости. Как и любое высказывание, утверждение, стереотип базируется на ряде посылок. Поэтому для анализа его основательности необходимо, в первую очередь, эти посылки выявить. Второй шаг — анализ перехода от посылок к суждению, выводу. <…> «Является ли наш вывод необходимым следствием из данных посылок (оснований)? Определяется ли следствие однозначно этими посылками?».

48.       Ваши потери прямо пропорциональны времени пребывания в поведенческой (социальной) ловушке. Принимайте решения быстрей! [выделение авторское].

49.       Допущение — это форма мысли, содержащая в себе предположение о существовании или отсутствия чего-либо. Это может быть ценность или вера. На основании допущений обычно строятся рассуждения и выводы, производится аргументация и доказательства.

50.       Но если по каким-то причинам (намеренно или ненамеренно) оно [допущение] неявлено, то первоочередная задача «правильного» мышления, и в том числе критического, — выявить его.

51.       Идентификация скрытого допущения — это половина пути к успеху в собственной аргументации или в доказательстве собственного тезиса. Выявив и квалифицировав скрытое допущение, вы можете с успехом строить на нём собственные рассуждения.

Тема 8. Сократическое вопрошание (искусство постановки вопросов)

52.       Очевидно, что задачи критического мышления — выявление слабых сторон аргументации; обнаружение оснований позиции; выявление противоречий и фактов, допускающих неоднозначное понимание и интерпретацию; выявление дефицитов и того, что может быть улучшено в мышлении или деятельности — не могут быть решены без обращения к искусству постановки вопросов.

53.       Здесь можно представить следующую типологию вопросов:

·       вопросы о предмете интереса (по содержанию), о чём надо получить знания, вопросы уточняющие, дополняющие.

·       вопросы о контексте, в котором нами рассматривается предмет, о рамках и границах применимости наших представлений о предмете, о причинах, основаниях и следствиях.

·       вопросы на поиск метазнаний, о методах получения знаний, о способе проверки знаний, рамочные вопросы.

·       вопросы с целью получить определённый ответ, наводящие вопросы.

54.       Перед формулировкой вопроса необходимо:

·       внимательно выслушать то, что говорят другие.

·       серьёзно относиться к сказанному.

·       искать причины и свидетельства сказанному.

·       распознавать и выявлять допущения.

·       стремиться обнаружить подтекст (что подразумевается).

·       искать примеры, аналогии и возражения.

·       стремиться отличать знания от убеждений и мнений.

·       стремиться использовать эмпатию, чтобы вникать в точки зрения других.

·       быть готовым к неясностям, неопределённостям мысли и другим проблемам.

·       глядеть в основания вещей и поддерживать состояние «здорового» скептицизма.

·       быть готовым играть роль «адвоката дьявола».

55.       Кроме этих условий, надо ещё четко знать, чего вы хотите добиться деятельностью, связанной с задаванием вопросов (цели вопрошания), и представить себе стратегию использования вопросов, направление их развития.

Тема 8. Принятие решений и моральный выбор

56.       Нам с вами важно рассмотреть, какая роль в процессе принятие решений отводится критическому мышлению и можем ли мы, совершенствуя навыки критического мышления, улучшить качество и эффективность принимаемых решений. <…> По мнению Бауэр, схема принятия решения включает в себя несколько этапов:

·       определение цели.

·       идентификация альтернатив.

·       анализ альтернатив.

·       ранжирование альтернатив.

·       оценка самой престижной альтернативы.

·       выбор лучшего варианта.

·       оценка последствий решения.

·       принятие ответственности за возможные последствия.

·       проверка результата и коррекция решения.

Тема 10. Поиск, отбор и оценка информации

57.       Отдельный человек, имея такой ресурс информации [как сегодня — Н.Д.], может не бояться быть обманутым. Но при этом развиваются и информационные технологии более тонкого воздействия на людей, манипуляции и пропаганды.

58.       Информации никогда не бывает достаточно, достаточно бывает лишь некорректной информации [выделение авторское].

Тема 11. Технологии манипуляции — гуманитарные технологии

59.       Как отмечалось в рабочем определении, приоритетная задача критического мышления заключается в том, чтобы уберечься от манипуляции.

60.       Под манипуляцией мы понимаем действия, совершаемые с человеком, истинная цель которых сознательно от него скрывается манипулятором.

61.       [По Мамардашвили] Идеология — «система идей и взглядов, выражающая коренные интересы, идеал какого-либо класса или социальной группы; общественное сознание».

62.       Так как термин неоднозначен, то приведём определение идеологии, данное известным философом А. А. Зиновьевым: «…учение о мире, о человеческом обществе, о человеке и вообще о жизненно важных явлениях жизни людей… Задача идеологии — организация и стандартизация сознания людей, управление людьми путём формирования у них определённого типа сознания, удобного для управления ими».

63.       Функция идеологического аппарата заключается в том, чтобы в каких-то исторических ситуациях (важных для всего общества) заставлять всех людей думать и действовать одинаково, желательно так, как хочет правящая группа.

64.       Идеология играет роль защитного механизма, который мобилизует человеческие ресурсы в едином порыве для решения задачи и ведет всё общество к поставленной цели (хорошо, если не в ГУЛАГ). Но эта защитная функция, которой тоже спекулируют, может выродиться в агрессию, в первую очередь против простых членов общества. В истории хорошо известен феномен «охоты на ведьм». В таком случае гражданское общество ждут большие испытания.

65.       Результаты работы идеологического аппарата мы можем видеть во второй чеченской войне, начатой под единодушное одобрение всей страны, в большом рейтинге доверия президенту В. Путину, ставшему за полгода самым популярным политиком страны. Всё это говорит о нестабильности общественного сознания и о необходимости что-то делать для изменения ситуации. Для стабилизации обществу необходима устойчивая способность к рефлексии, которая может появиться только при наличии прослойки или сообщества критически мыслящих личностей с активной жизненной позицией.

66.       Пропаганда — это деятельный инструмент влияния, посредством которого идеология распространяется и закрепляется в массовом сознании. Пропагандистская машина — это часть государства, которое хочет защитить себя от внешних и внутренних врагов. Пропаганда, мо замыслу, должна консолидировать общество и побуждать его думать в одном ключе. Но очень часто идеологическая работа превращается в оболванивание, промывание мозгов и навязывание «единственно правильного» мнения. Люди, живущие в таком обществе, теряют всякую способность к критической оценке действительности.

67.       Выход из ситуации видится в реформе образовательных программ. Пусть наши дети в школе учатся, как быть устойчивыми перед идеологией, как избегать влияния пропаганды. Стремление жить самостоятельно и своим умом, а не ждать указаний сверху должно воспитываться с раннего возраста. Потом переучиваться сложно, если вообще возможно.

68.       Советы, как не оказаться объектом манипуляции [выделение авторское]:

·       Зафиксируйте предмет общения и иногда проверяйте, не произошло ли подмены.

·       Попытайтесь выяснить, чего от вас хотят на самом деле, но вам не говорят.

·       Сформулируйте свою позицию открыто, идеологическая оппозиция проявится сама. С явным влиянием так же, как и с явным стереотипом, разобраться легче.

·       Выслушивайте несколько разных точек зрения.

·       Проверяйте всё на достаточную обоснованность.

·       Раз в год делайте ревизию собственного мировоззрения, чтобы оно у вас не устарело.

69.       Последовательность действий по выявлению и противодействию пропаганде:

·       Распознание и диагностика попытки повлиять на ваше сознание (индикаторы влияния, оказываемого на вас): 1) появляется новое желание или меняется модальность чувств; 2) вы чувствуете обязанность что-то для кого-то сделать в обмен на услугу в прошлом; 3) после начала коммуникации вы ощущаете необъяснимое чувство радости или симпатии; 4) у вас возникло желание подражать толпе; 5) вы стараетесь быть последовательным в действиях без достаточных на то оснований; 6) вы действуете по стереотипу или по ассоциации; 7) вы согласны с авторитетом или экспертом либо сопротивляетесь мнению неочевидного авторитета.

·       Идентификация приёма манипуляции (выяснения целей, задач манипуляции, основного средства их реализации) и определение собственного уязвимого места.

·       Проведение контрприёма по выходу из-под влияния (внешний или внутренний разрыв коммуникации, демонстрация неординарного поведения; вербальная констатация обнаружения влияния).

·       Организация превентивных мер.

70.       Приёмы организации манипулятивных текстов:

·       Опущение смыслового блока (отсутствие части текста).

·       Подмена тезиса, идеи.

·       Генерализация (сверхобобщение, т.е. некорректное обобщение).

·       Разрыв в логике (например, причина — следствие).

·       Договаривание за человеком того, что он не говорил, выдача желаемого за действительное («чтение мыслей»).

·       Апелляция к чувствам (вместо правильной аргументации).

·       Допущения, сознательно скрываемые автором.

·       Неопределённость смысла используемых терминов (множественность смыслов).

·       Подключение ложной аналогии.

·       Универсальные определения.

71.       <…> можно выделить основные действия, которые мы осуществляем с помощью слова:

·       сообщение о положении вещей.

·       принуждение.

·       выражение чувств.

·       изменение внутреннего состояния человека.

·       взятие обязательств.

Отслеживание и квалификация этих действий может являться результатом критического отношения к тексту.

72.       Процесс интерпретации обычных текстов отличается от интерпретации научных теорий и понятий. В этом случае выявляется связь между содержанием текста и двумя ситуациями его бытия. Первая ситуация — эпоха, в которой жил автор, создавший текст, другая ситуация формируется временем, в котором находится читатель. В ходе интерпретации мы можем установить связи между содержанием текста и намерениями автора, либо культурным окружением в котором он находился.

73.       В процессе интерпретации могут использоваться следующие, характерные для критического мышления навыки:

·       умение выявлять скрытые (неявные для автора и читателя) основания, допущения.

·       умение давать чёткие определения ключевым понятиям.

·       способность оценить соответствие культурно-исторической ситуации тексту.

·       навык к обобщению.

·       умение уточнять смыслы используемых терминов и понятий, различать их.

·       навык к идентификации ценностей автора текста.

·       способность находить несоответствия и выявлять их природу.

Тема 13. «Социальное конструирование реальности»

74.       В контекст рассматриваемой проблемы входят такие вопросы, как: относительность знаний и неабсолютность реального; много мировосприятий — много правд; полнота знания и принцип фальсификации (Поппер, Лакатос); парадокс становления правдоподобной картины мира, знание из незнания (Мамардашвили, Дюркгейм). Чтобы иметь в такой ситуации возможность ориентироваться и принимать решения, необходима установка не регулярный пересмотр того, что ранее почиталось истиной.

75.       Поэтому образование в первую очередь должно формировать критическое мышление, которое способно справиться с релевантностью научной теории и описываемой этой теорией действительности. <…> В некотором смысле это соответствует принципу фальсификации научной теории, выдвинутому Поппером.

76.       Вышеописанные объективные характеристики проявления эпистемологического кризиса [кризиса знания — Н.Д.], с которыми сталкивается человек, требуют корреляции знаний, их трансформации. В социологии знания этот процесс называется «социальным конструированием реальности» (Бергман, Лукман). При таком конструировании субъекту постоянно, по мере обнаружения несоответствий в его представлениях о мире, приходится корректировать свои представления. Это осуществляется через реорганизацию и обновление структуры знаний, чем достигается наиболее адекватное описание действительности и адекватность собственное деятельности.

77.       Следует указать на важность опыта социального взаимодействия. Он представляет собой форму преодоления эпистемологического кризиса. Богатый жизненный опыт позволяет потом достаточно эффективно достраивать связи внутри экстенсивно увеличивающегося пространства личного знания, «упаковывать» и «свёртывать» знания сначала в понятия, а затем и в категории, что соответствует представлениям о становлении теоретического мышления.

78.       Критическое (критичное) мышление — это мышление, включающее в себя, как уже было сказано, целый ряд черт: 1) наличие метакогнитивной компоненты (мышление о самом мышлении, о методах мышления); 2) занятие определённой позиции в коммуникации (толерантность как допустимость разных правд); 3) позитивное отношение к оппозиции (оборачивание на себя и разнесение субъекта и его мысли — действия). А также определённые средства преодоления кризиса и осуществления успешного социального конструирования реальности.

79.       Для конструирования, мониторинга и анализа социальной реальности применяются следующие умения.

·       умение выявлять «социальный факт» (явление) и знание из контекста (свобода, знание, суверенитет, демократия, социализм).

·       способность фиксировать наблюдения за социальным явлением: его появление, формы существования и развития, формы влияния на человека.

·       умение интерпретировать наблюдения и делать выводы, различать понятия (получать знания о знаниях).

·       способность оценивать достаточность знаний для понимания явления и адекватность представлений о нём (корректность отражения).

·       навыки реконструирования модели действительности, в которой рассматривается существование явления (феномена).

·       умение анализировать метод, которым было получено знание.

Тема 14. Мифы современной цивилизации. Социальные мифы

80.       Миф — это социальный феномен, отражающий субъективные представления общества о возможном устройстве мира, объясняющий природные и социальные явления (зафиксированный в устном или письменном тексте).

81.       Мифология лежит в основе мировоззрений и может иметь поучительный характер, с моральным и ценностным оттенком.

82.       Миф толкает к определённому типу поступков, которые коррелируют с пропагандируемыми (распространяемыми) в данном мифе ценностями.

83.       Это представление [миф — Н.Д.] о реальности позволяет субъекту интерпретировать общественные явления и процессы и на основе интерпретации принимать решения.

84.       С его [А. Ф. Лосев, «Диалектика мифа»] точки зрения, «на свете существуют только мифы» и даже наука всегда мифологична, т.е. строится на мифах и порождает новые мифы.

85.       Лосев указывает на миф ньютонианской физики об однородности пространства как на представление, широко распространенное в науке, от которого люди отказываются с трудом.

86.       О переплетении науки и мифологии пишет известный методолог [науки — Н.Д.] Фейерабенд. Наука, по его словам, формирует идеологию так же, как это делала мифология. Утверждение о сходстве науки и мифологии он подкрепляет аргументами о наличии «научного догматизма».

87.       Мифологизация — способ конструирования реальности, в которой разворачивается человеческая деятельность (Хасан, Сергоманов, «Бюллетень конфликтолога»).

88.       Другое дело, что всегда существует конфликт между мифом о действительности и самой действительностью, — конфликт, порождающий определённые проблемы для людей, живущих в конфликтующих мифах. Конфликт появляется в результате встречи интересов двух субъектов с разными мифологическими картинами мира. Поэтому так важно умение эти проблемы разрешать, для чего и нужен специальный набор мыслительных умений для работы с противоречием (проблемой).

89.       Задачей мыслящего человека является постоянное балансирование в выборе адекватного ситуации мифа, которым можно руководствоваться для восприятия и интерпретации действительности.

Глава 4. Современные проблемы обучения критическому мышлению

90.       Предложенный текст — результат многолетней исследовательской работы по проблемам обучения критическому мышлению, и авторы не претендуют на достижение окончательной истины. <…> Некоторые позиции, сформулированные здесь, имеют статус гипотезы и поэтому нуждаются в дальнейшем обсуждении научного сообщества.

Тема 15. Условия усвоения и проблемы переноса

91.       Позиция учителей в современной школе требует от них быть не просто носителями и трансляторами знаний, а ещё и мыслителями, способными конструировать новые знания и критиковать старые. Критичность стала выступать как атрибут развивающего и активно познающего мир человека.

Приложение 6

92.       Приёмы пропаганды:

·       Рационализация: вы оправдываете действие, подменяя его причину.

·       Упрощение причины: комплексный случай объясняется ссылкой только на одно или два вероятных основания, не принимается во внимание, какой вклад вносит каждая из причин.

·       Эмоциональные термины: это слова или фразы, которые задевают чувства собеседника, выводят его из равновесия, побуждая раздражение, гнев, сочувствие и т.д.

·       Цитата, вырванная из контекста: приём пропаганды, позволяющей пропагандисту исказить цитируемую точку зрения.

·       Числа: мы склонны верить в то, что большое количество людей не может ошибаться.

·       Статус: аргумент связывается с личностью, которую мы очень уважаем, или с предметом, имеющим вес в наших глазах.

·       Лозунги: короткая осмысленная и броская фраза, предназначенная для захвата внимания. Должна инициировать желательные действия.

·       Технический жаргон: технический язык или неизвестные слова с целью впечатлить людей.

·       Делать вид: основан на использовании «яркого» впечатления.

·       Апелляция к жалости: попытка нежелательный результат в ходе обсуждения заменить на предмет сочувствия с ожиданием положительных последствий для начального результата.

·       Апелляция к последствия (угроза, шантаж): попытка убедить нас в поступке, который мы должны сделать для собственной выгоды которую нам обеспечат по факту совершения поступка. Если мы отказываемся, последствия будут плачевными.

·       Наводящий вопрос: тот, который (1) диктует или предлагает ответ, или (2) тот, который инкриминирует нечто ответчику (или помещает его в нежелательную позицию) независимо от того, как он отвечает.

Приложение 9

93.       Ложные доводы. Некорректные аргументы:

·       Аргументы к личности.

·       Апелляция к жалости.

·       Ложная дихотомия.

·       Подтасовка и сокрытие информации.

·       Довод не связан с заключением.

·       Ошибка в определении отношения «часть-целое».

·       Неподходящие аналогии.

·       Аргумент к авторитету.

·       Аргумент к неведению.

·       Аргумент к традиции.

·       Аргумент к моде.

·       Аргумент к здравому смыслу.

·       Аргумент ко вкусу.

·       Аргумент к вере и интуиции.

В. А. Болотов. Критическое — значит, аналитическое

94.       Основным признаком реформы может, на наш взгляд, стать замена коммунистической идеологии критическим мышлением.

95.       Новая учебная программа нужна потому, что старое содержание курсов связано с ранее господствовавшей идеологией. Эта программа должна быть интерактивной, акцентирующей не только «абсолютные истины», но и формулируемые в ходе процесса обучения идеи. Нужен новый словарь понятий, стержнем которого была бы идея критического мышления, он не может быть упрощённым или предписывающим, должен быть связан с педагогическими и психологическими традициями России. Словом, необходимо создать новый эффективный язык и обучить преподавателей его применению.